Блог о психологии

Психология лидерства и успеха: Тема № 11 - технология профессиональной и личностной успешности

Психология лидерства и успеха: Тема № 11 - технология профессиональной и личностной успешности

Вопросы для обсуждения

  1. Успех как жизненно важная потребность человека.
  2. Основные стратегии успешного поведения.
  3. Качества, обеспечивающие человеку личностные и субъектно-деятельностные достижения.
  4. Принципы и стиль жизни эффективного человека.
  5. Факторы, препятствующие личностному и профессиональному успеху.
  6. Факторы сопутствующие успеху.
  7. Технология достижения профессионального и жизненного успеха.

 

  1. Успех как жизненно важная потребность человека

Успех как социально-психологический феномен является одной из ведущих жизненных ценностей человека на протяжении веков. Еще в древности ученые пытались выявить социальные причины и личностную обусловленность богатства и бедности как успеха и неуспеха.

Потребность в успехе является одной из фундаментальных и жизненно важных. В ее основе лежит мотивация достижения, устремление личности к самосовершенствованию, желание превзойти ранее достигнутый уровень, потребность в самоактуализации и др.

Ведущими факторами, определяющими успешность человека, являются степень его самопознания и самоприятия, а также осознание смысложизненной необходимости приложения определенных усилий для достижения личностной комфортности и социального признания. Исходя из этого, успешность личности, прежде всего, связана с достижением социального успеха. Его можно определить как социально значимые достижения при личной эмоциональной удовлетворенности процессом и результатами жизнедеятельности.

Успешность личности как акмеологическая категория имеет свои специфические характеристики. Они связаны не только с направленностью личности, ее мировоззрением, самооценкой, уровнем притязаний, локализацией контроля, мотивацией достижений, интеллектом и др. личностными компонентами, но и с профессиональной компетенцией, профессиональными удачами, личностной предприимчивостью, мобильностью, гибкостью и позитивным отношением к собственному успеху.

  1. Основные стратегии успешного поведения

Стратегия успешности – это принцип поведения или следование некой модели поведения. Она задает направление; координирует усилия; обеспечивает логику деятельности.

Размышляя о стратегии успеха, Н.П. Петрова отмечает, что это видение будущего, вера и решимость его реализовать, анализ своих ресурсов и знание пути продвижения. И.О. Вагин, автор большого числа книг, посвященных психологии успеха, говорит о стратегии успеха очень ярко и образно: «Это своеобразный цифровой код, позволяющий человеку открыть камеру хранения своих собственных внутренних ресурсов». Стратегической задачей на пути к развитию успешного поведения является повышение личной эффективности.

На основе обобщения многочисленного материала по психологии успешности, можно определить общий абрис стратегии успешного поведения личности. Учитывая, что стратегия – это принцип поведения или следование некой модели поведения, ее можно представить в виде нескольких составляющих.

  1. Стремление человека довести личную или профессиональную компетентность и предприимчивость до уровня мастерства.
  2. Четкое осознание целей и задач, направленных на реализацию личных и профессиональных решений.
  3. Оперативность принятия и реализации решений (глубина и гибкость мышления, проницательность ума, организованность и самодисциплина).
  4. Продуктивное деловое взаимодействие с коллегами (мотивация на высокоэффективное выполнение служебных задач; ясное делегирование обязанностей персоналу; аппелирование фактами, имеющимися в профессиональном опыте; осуществление контроля качества выполняемых поручений).
  5. Эмоциональная удовлетворенность процессом и результатами жизнедеятельности.

Основной стратегический путь лидера можно выразить следующими слагаемыми его успеха:

  • мастерство деятельности (профессиональное мастерство);
  • эффективность деятельности и ее высокий результат;
  • эталон личностной и деловой коммуникабельности;
  • удовлетворенность от жизнедеятельности (субъективное чувства полноты жизни).

Стратегия успешного поведения будет реализована при условии последовательности, терпеливости и решительности действий.

 

  1. Качества, обеспечивающие человеку личностные и субъектно-деятельностные достижения

Рассмотрим группу качеств (характеристик), которые не только обеспечивают человеку личностные, субъектно-деятельностные профессиональные достижения и успешность деятельности, но и позволяют достичь социальных высот на профессиональном и гражданском поприщах.

Основываясь на анализе психологических характеристик людей, достигших яркого личностного и профессионального акме, выделим следующие показатели, обеспечивающие социальный успех.

  1. Наличие специфических особенностей познавательной и интеллектуальной сфер, обеспечивающих активное отражение действительности и способности хорошо ориентироваться в ней. А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич отмечают: «Благодаря продуктивно работающему интеллекту такие люди на высоком уровне объективности фиксируют все основные связи в этой действительности, беспристрастно субординируют по степени важности процессы, которые в ней происходят». Успешные люди в каждой ситуации, возникающей на их жизненном пути, демонстрируют способность находить оптимальное решение и его осуществлять. Именно способности высокого уровня развития позволяют человеку совершать более масштабные и оригинальные деяния, которые, как правило, венчаются личным и профессиональным успехом.
  2. Развитый социальный интеллект, позволяющий принимать себя и других такими, какие они есть; социабельность – общительность, великодушие, любезность, тактичность, дипломатичность, искренность, вместе с тем открытое и честное поведение во всех ситуациях.
  3. Высокие способности к целеполаганию. Социально успешные люди, как правило, формируют для себя крупномасштабные цели. При этом они очень взвешенно оценивают мнения других людей и позиции авторитетов. Успешный человек умеет правильно формулировать цель. Он концентрируют свои физические и духовные силы на ее выполнении. Важно отметить, что он проявляет одержимость при осуществлении захватывающего замысла. Для успешного человека характерно умение блестяще реализовывать свои крупномасштабные цели и осуществлять новые жизненные перспективы.
  4. Широта интересов. Она благотворно влияет на творческий потенциал личности, а именно на умение выбирать из огромной массы фактов, идей, проблем наиболее существенные и значимые и преобразовывать их, обновляя и соподчиняя перспективам созидания жизни и профессионального труда. Успешный человек – это, как правило, генератор идей. Использовать идеи из разных сфер жизни, комбинировать их до получения оригинальной концепции, умело применять ее – это верный путь к успеху.
  5. Высокая нравственность, выполнение этических норм и правил. Позитивное отношение к общечеловеческим ценностям и их культивирование в своей жизнедеятельности, в своем жизненном пространстве. Социально успешный человек, как правило, считает соблюдение этики и этикета своим общественным долгом, своей обязанностью по отношению к себе и другим людям. Этику человеческих отношений и деловой этикет можно рассматривать как «единый конгломерат, на котором покоятся мир, сотрудничество, взаимопонимание, добрососедство всех жителей планеты Земля».
  6. Личностная зрелость, поддерживаемая стремлением к постоянному саморазвитию. Это означает непрерывную активизацию работы внутреннего мира человека. Он фактически не существует на уровне приземленного буднично-житейского «Я», а больше руководствуется велениями своего высшего «Я». «…Путь к хорошей жизни лежит через постижение себя и законов, по которым человек сам же и изменяется, а также через инициирование этих перемен и управление ими». Саморазвитие предполагает развитие открытости и гибкости, гармонизацию профессионального и личностного роста. Саморазвитие на пути к успеху – это повышение личной эффективности. Кроме того, надо учитывать, что феноменология саморазвития успешного человека такова, что он стремится через свои поступки и деяния к достижению целей, значимых не только для себя, но и для общества.
  7. Способность к мобилизации. Стремление и реальное преодоление объективных трудностей, мешающих в достижении целей. Упорным в своих попытках осуществлять поставленные задачи человека делает мотивация достижений, а также своеобразная личностная энергетика. Именно мотивация достижения создает особое внутреннее состояние, которое обеспечивает готовность организма к выполнению собственной деятельности. Человек начинает двигаться в нужном направлении, начинает проявлять определенную активность. Мотивация и личностная энергетика являются одними из ведущих факторов успеха, запускающими механизм развития и профессионального и личностного акме. Состояние внутренней силы и активности – основа успеха в жизни.
  8. Способности к саморегуляции и самоконтролю, которые «…не носят характера насилия над собой или какой-то формализованной муштры». Они выполняются естественно и без заметного напряжения. Это касается самоменеджмента, в который включено множество аспектов: поддержание здоровья в целом (физического и психического), жизнестойкости, энергичности; спокойный сбалансированный подход к жизни, оптимальное распределение сил, способность контролировать стресс, достойно преодолевать препятствия, умение эффективно использовать свое время и др. Хороший самоменеджмент – это основа успеха. И.О. Вагин отмечает, что «ключ к успеху – в разумном распределении усилий, а не в самих этих усилиях».

Приведенное выше обобщение личностных характеристик присуще успешным людям. Правда, если эти характеристики и можно считать моделью, то очень абстрактной, поскольку в реальной жизни людей стремящихся и способных практически к постоянному саморазвитию не слишком много. К успеху стремятся многие, а вот к саморазвитию, как средству его достижения – нет.

Одной из главных характеристик успешного человека, которая объединяет несколько важнейших личностных свойств можно назвать ассертивность.

Это способность целесообразно организовывать свое поведение: умение формулировать свои цели и требования, умение добиваться их удовлетворения, умение слышать других, а также умение с уважением и любовью относиться к себе и окружающим

Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация, что он о ней думает и как переживает. Его отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка. Он достаточно уверен в себе, умеет идти на компромисс.

Для ассертивного поведения характерны спокойствие и уравновешеннось. Речь его должным образом вразумительна и выразительна, темп речи равномерен.

Человек, ведущий себя ассертивно, создает вокруг себя приятную атмосферу. Он отличается уверенностью, поскольку хорошо ориентируется в сложившейся ситуации. Он умеет правильно оценить свои и чужие промахи и победы. Умеет распознать манипуляцию и защитить себя от нее. Уважает моральные принципы. Ассертивный человек отличается широтой взглядов о природе человека, умений и навыков общения в конкретной ситуации. Его мировоззренческая позиция имеет позитивную направленность.

Одним из важных качеств ассертивности является уверенность в себе. При условии, что в арсенале лидера оно имеется, это обеспечит ему успех, т.к. уверенный человек знает, чего он хочет и как этого добиться. Уверенность – это не только особый подход к жизни, но и наличие определенных социальных навыков. В их число входят: умение одеваться соответственно случаю, убедительный внешний вид; способность ясно излагать свои мысли; способность давать четкие указания; умение слушать других; положительный эмоциональный настрой (умение контролировать свои эмоции); умение презентовать себя и др.

 

  1. Принципы и стиль жизни эффективного человека

Помимо критериев и личностных качеств профессионала, надо иметь ввиду наличие совершенно определенных принципов и стиля жизни эффективного человека. К таким принципам, как правило, относятся:

  1. Позитивное и конструктивное отношение к жизни. В субъективной картине мира успешного человека содержатся не столько проблемы, сколько конкретные задачи, которые необходимо решать. Позитивный и конструктивный подход к их решению обеспечивает своеобразную почву, в которой результат оказывается конкретным, реальным и положительным. В высокопозитивном тезаурусе успешного человека содержится следующее: справимся, преодолеем, решим, предложим, сделаем, ценно, важно, нужно, без проблем… и т.д.
  2. Ответственность, а именно: обязательность, предусмотрительность, аккуратность, качественность исполнения и др. Если эти принципы становятся стилем жизни, то, как правило, успех такому человеку гарантирован.
  3. Расчет и целесообразность – этот принцип относится к способности человека всегда держать в поле зрения актуальную и перспективную задачи, и просчитывать оптимальные варианты для достижения своих целей. Знать, какой нужен результат, и планировать его получить – это целесообразно и правильно.
  4. Системный взгляд предполагает восприятие, происходящее с точки зрения более широкой системы высших ценностей и долгосрочной перспективы.
  5. Сотрудничество подразумевает принятие других людей, их понимание и сотворчество.
  6. Активность и работоспособность предполагают глубинное понимание того, что «под лежачий камень вода не течет». Эффективность любой деятельности зависит от меры активности с которой она выполняется. Активность и работоспособность зависят от множества факторов: это и профессионально важные и психофизиологические ресурсы, и особенности нервной системы, и состояние здоровья, и условия труда и т.д. Но надо помнить, что они зависят и от настроя (мотивации и самомотивации) и от тренированности – своеобразного навыка проявлять активность в разных сферах своей жизнедеятельности. Успешный человек – это человек, который стремится увеличить свою энергичность и жизнестойкость в профессиональной и повседневной жизни.

Эти принципы составляют мышление и стиль жизни успешного человека.

 

  1. Факторы, препятствующие личностному и профессиональному успеху

Рассмотрим значимые проблемы, которые мешают человеку в достижении личностного и профессионального успеха. Их можно обозначить как факторы, препятствующие личностному успеху. Чаще всего они либо совсем не осознаются человеком, либо осознаются частично. Однако именно их понимание, осмысление и принятие, а также шаги в сторону коррекции приводят к позитивным изменениям в жизни человека и обеспечивают возможность реализации успешного поведения.

  • Пребывание в неосознаваемой зоне комфорта.
  • Отсутствие четких жизненных целей.
  • Мотивация избегания.
  • Экстернальный локус контроля (перекладывание ответственности за результаты на внешнее окружение).
  • Наличие неоправданных личных ограничений.
  • Скрытое удовольствие от позиции «Я – жертва обстоятельств».
  • Стремление удержать «гиперконтроль».
  • Гипертрофия собственной ответственности «Я должен» и др.
  • Страх успеха.

Рассмотрим каждый из факторов более детально.

  1. Пребывание в неосознаваемой зоне комфорта. Каждый человек живет в определенной зоне социального комфорта и имеет свое собственное представление об успешности. Современному цивилизованному человеку трудно представить жизнь без телевизора, стиральной машины, компьютера и мн. др. Однако он вполне комфортно чувствует себя без свиты визажистов, стилистов, телохранителей. Но, например, Дженифер Лопес не может представить себе жизнь без этого, поскольку ее зона комфорта иная. Или: кто-то живет в однокомнатной квартире, и, скажем, сделав ремонт уже вполне счастлив. А кто-то не совсем комфортно чувствует себя, если не имеет виллу на берегу Средиземного моря.

Изменение зоны комфорта, как правило, ведет к изменению представления об успешности. Чем в более высокой зоне комфорта находится человек, тем к большему он стремиться и тем больше усилий ему надо предпринять для достижения желаемого. Это касается и материальной, и интеллектуальной, и духовной составляющих жизни человека.

Пребывание в зоне комфорта можно сравнить с пирамидой А. Маслоу (смотри тему «Организация деятельности руководителя»). В основании которой лежат физиологические потребности выживания, и венчается она потребностью в самоактуализации, т.е. в полном развитии своего потенциала. Проживание низших зон комфорта обычно влечет за собой к потребность в более высокой зоне. Хотя имеет место и некоторое «застревание», так называемая стагнация, когда на каком-то жизненном этапе и под воздействием каких-либо факторов человек останавливается, деактуализируя свое развитие и жизненную перспективу в целом.

 

  1. Отсутствие четких жизненных целей. Этого аспекта жизнедеятельности лидера мы уже касались при рассмотрении предыдущих тем. Однако напомним, что именно четко осознанные и четко сформулированные большие и малые цели приводят к их достижению. Целеполагание является мощнейшим механизмом, способствующим жизненным достижениям. Любая цель есть стремление к какому-то качественному изменению в жизни.

О жизненных целях, правильности их постановки и путях достижения в имеется серьезный научный багаж психологии.

Так, А. Адлер отмечал, что у каждого человека должна быть концепция цели или идеал, необходимый, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации, преодолевать недостатки и трудности настоящего, благодаря постулированию конкретной цели будущего. Имея эту конкретную цель или намерение, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, так как в нем живет его будущий успех. Без ощущения цели деятельность индивида не имеет никакого смысла.

Согласно Адлеру, основными движущими силами развития личности выступают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей.

Современные направления ориентируют читателя на конкретику и практическую выгоду правильности целеполагания. К числу таких трудов следует отнести работы И.О. Вагина, Н.И. Козлова, М.Ю. Коноваленко, Н.П. Петровой, И.В. Рыбкина и др.(смотри литературу).

Достижение значимых для человека целей и есть успех. В этой связи следует всегда знать, в каком направлении намерен двигаться человек. Особенно если речь идет об управленце, руководителе, лидере. Человек, не ставящий перед собой четких целей, заранее обречен на неудачу. Постановка целей очень «энергизирует» человека, так как на осознанном и неосознаваемом уровнях идет работа по их достижению. При этом включается аппарат волеизъявления. Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что «слабость воли есть слабость цели».

3-4. Такие факторы, препятствующие личностному успеху, как мотивация избегания и экстернальный локус контроля (перекладывание ответственности за результаты на внешнее окружение) мы также уже подробно рассматривали (смотри тему «Организация деятельности руководителя»).

  1. Наличие неоправданных личных ограничений. Как правило, личные ограничения являются следствием неадекватности (заниженности) самооценки и уровня притязаний.

Вопрос о влиянии на успех самооценки, уровня притязаний и уровня достижений широко представлен в школе К. Левина. Именно с его работ и трудов его учеников началось тщательное исследование уровня притязаний личности. Опираясь на экспериментальные данные, К. Левину удалось показать, что один и тот же достигнутый результат разные личности воспринимают по-разному: одни как успех, другие – как неуспех. Следовательно, не степень трудности выполняемой задачи, а уровень притязаний личности определяет ее отношение к результату. Были получены данные, что после успеха, уровень притязаний повышается, а после неуспеха – снижается.

Заниженная самооценка делает поведение человека неуверенным, зависимым, ограниченным определенными рамками, жесткими стереотипами, непродуктивными установками. Заниженная самооценка – величайший тормоз на пути к успеху.

  1. Скрытое удовольствие от позиции «Я – жертва обстоятельств» также связано с локусом контроля, низкой самооценкой, уровнем притязаний и с общей незрелостью личности, с ее низкой способностью к рефлексии и самоконтролю. Приписывая ответственность за свою жизнь кому-то или чему-то человек снимает с себя ответственность, а следовательно, это слабая, безответственная, личностно деградирующая, или стагнирующая персона.
  2. Стремление удержать «гиперконтроль» и гипертрофия собственной ответственности «Я должен» являются производными жестких социальных установок, навязанных еще в детстве или появившихся и закрепившихся в результате жизнедеятельности под прессингом и давлением, авторитарных личностей. Эти личностные особенности связаны с повышенной моральной ответственностью и представляются в виде нерациональных убеждений. Убеждения – важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Это система устойчивых взглядов. К сожалению, для многих людей характерны нерациональные убеждения, т.е. упрямство, категоричное заявление, требование к себе, к людям и миру. Они сопровождаются, как правило, сильными отрицательными эмоциями и блокируют способность адаптироваться к ситуации, приспосабливаться, меняться, в случае неудачи, искать продуктивные пути выхода. Неразумные убеждения появляются по причине некритического усвоения культурных стереотипов и формирования неадаптивного жизненного сценария (социогена).
  3. Страх успеха. Этот феномен описал К. Корнер в середине 60-х годов. В его основе лежит избегание успеха из-за внутреннего страха, не имеющего рационального объяснения. В дальнейшем было установлено, что это не боязнь успеха, а страх перед его внешними побочными последствиями. Например, страх ответственности, страх публичности, страх инициативы и др.нальнейшем было установлено, что это не боязнь успеха, а страх перед его внешними поблочными последствиями.

В числе факторов, препятствующих успеху также находятся следующие:

  • низкая психическая и физическая активность (нередко связана со слабым здоровьем);
  • психологическая неустойчивость перед стрессом;
  • неспособность держать психологический удар, самостоятельно решать внутренние проблемы и проходить кризисы;
  • деловые и профессиональные качества человека (слабость мотивации; низкий уровень социальной ответственности; низкая личная и командная эффективность);
  • неспособность эффективно осуществлять деловое и профессиональное общение и трудности в решении межличностных конфликтов;
  • отсутствие навыков управления собой (самоменеджмент).

Понимание, осмысление и принятие человеком рассмотренных выше факторов, мешающих в достижении его личностного и профессионального успеха является благоприятной почвой для позитивных изменений в жизни человека, обеспечивающих ему успешное поведение.

 

  1. Факторы, сопутствующие успеху

Существуют специфические факторы, лежащие в основе позитивных изменений и обеспечивающие личности продвижение к успеху. К этим факторам относятся:

  • желание меняться в лучшую сторону;
  • стремление к постоянному личностному росту и профессиональному совершенствованию;
  • знание и принятие базовых установок современной философии социальной успешности;
  • знание и неуклонное соблюдение принципов позитивного изменения;
  • персональная ответственность за результат;
  • осознание личных ресурсов и собственной значимости;
  • творческий подход;
  • готовность и желание системно анализировать свое поведение, исправлять ошибки, вносить коррективы.

Рассмотренные факторы можно обозначить как движущие силы преобразования поведения человека в сторону успешности и высокой эффективности.

Детально остановимся на характеристике вышеперечисленных факторов, которые неизбежно влекут человека к позитивным изменениям, делая его поведение и деятельность успешными.

  1. В основе желания меняться в лучшую сторону лежит стремление жить лучше и достойнее, изменить качество своей жизни, быть богаче, умнее, эрудированнее, духовно полноценнее;
  2. Стремление к постоянному личностному росту и профессиональному совершенствованию являются личностными диспозициями, хорошо представленными и описанными в теориях, разработанных представителями гуманистической психологии. Эти теории изложены в теме «Психология личности».
  3. Одним из ведущих факторов, влияющих на продвижение личности к успеху, является личное отношение к социальному успеху или знание и принятие базовых установок современной философии социальной успешности. Эта философия содержит в себе представления о том, что
  • любой человек всегда может добиться значительно большего, чем добился на сегодняшний день;
  • пределов совершенству нет;
  • мы сами управляем своей жизнью;
  • жизненную активность можно и нужно направлять на социальный успех.
  1. Следующим фактором социально успешного поведения является знание и неуклонное соблюдение принципов позитивного изменения. В число этих принципов входят:
  • позитивный образ восприятия окружающего мира (работа в рамках первого жизненного сценария);
  • базовое доверие к миру и вера в завтрашний день;
  • понимание успешности;
  • разумный оптимизм (можно выразить своеобразным девизом: «я хочу и должен быть успешным ради себя самого и своих близких»);
  • уверенность в своих силах. Сила внутреннего намерения человека очень велика. Именно внутри нас таятся самые сильные ресурсы изменения нашего окружающего мира.
  1. Персональная ответственность за результат предполагает, что человек сам отвечает за собственное благополучие, он сам управляет своей жизнью. Только мы ответственны за результат нашей жизни; только сам человек отвечает за собственное благополучие.
  2. Еще одним фактором социально успешного поведения является осознание личных ресурсов и собственной значимости.

Поиск ресурсов является важнейшей частью философии позитивного развития. Успешный человек целостен. Все в его работе подчинено достижению цели. Одной из важнейших частей личностного ресурса, необходимого для позитивного изменения, является осознание собственной значимости. Это осознание заставляет человека обращаться к лучшей части его личности, подключать в работу самые мощные психологические и энергетические ресурсы. Осознание наличия в себе какого-либо таланта должно привести к его максимальному использованию. Практические психологи утверждают, что даже недостатки могут оказаться полезными, т.к. позволяют пересмотреть неэффективную программу своих действий, выделить свои сильные и слабые стороны и использовать их как точки роста в достижении новых высот в познании себя. При осознании собственных ресурсов важно использование прошлого опыта, личного и профессионального, и адаптация его к различным новым жизненным ситуациям.

  1. Непременным фактором социальной успешности является творческий подход. Человек, ориентированный на успех, должен искать и находить оригинальные, нестандартные пути достижения поставленных целей, развивать в себе новые возможности, делать все с вдохновением, которое является основой творчества.
  2. Фактор готовности и желания системно анализировать свое поведение, исправлять ошибки, вносить коррективы является весьма значимым. Результат анализа – оценка реальности выполнения личного плана изменений, или, если это необходимо, его корректировка. Анализ должен основываться на критериях реального улучшения качества жизни.

Подробно рассмотрев основные факторы, препятствующие и способствующие успешному поведению управленца любого уровня, коснемся того, что из себя представляет технология развития успешного поведения.

 

  1. Технология достижения профессионального и жизненного успеха

В ряде работ зарубежных и отечественных ученых феномен успешности получил не только теоретическую трактовку, но и разработку психологических технологий и техник успеха.

Технология представляет собой описание действий, которые позволяют совершить позитивные изменения. Наличие технологии позволяет нам управлять процессом, т.е. направлять и контролировать свои усилия в нужном направлении. Необходимость иметь эффективную технологию и уметь ее применять на практике обусловливается возможностью достижения максимальных результатов в минимальное время. Чтобы этого добиться, надо учесть следующие условия.

Во-первых, необходимо знать и уметь применять эффективную последовательность действий, основанную на модели позитивного изменения. Наличие модели позволяет осуществлять поэтапное достижение целей и выполнять то, что необходимо в данный момент, четко и в определенном порядке. Если речь идет о профессионале или зрелом лидере, то он всегда должен знать, на каком этапе он находится, и оценить, что еще необходимо сделать для успешного изменения.

Во-вторых, при наличии технологии, человек концентрирует свои усилия именно в том направлении и на том участке, который необходим для позитивного изменения в данный момент. Действия становятся прицельными и для каждого проблемного участка «прописана» своя технология успеха.

В-третьих, при самоанализе своих действий и конкретных шагов, технология позволяет производить своевременную оценку и необходимую корректировку действий. Это достигается благодаря наличию в технологии объективных критериев оценки успешности работы над собой.

Технология достижения успеха предельно проста по сути, но сложна по исполнению.

Рассмотрим подробно четыре этапа по воплощению технологии успешного поведения.

ЭТАП 1. Постановка целей и задач личностных и социальных достижений. Шаги данного этапа:

  • формулировка «жизненного плана» как последовательность реальных задач;
  • определение жизненной планки успешности;
  • определение плана роста.

ЭТАП 2. Исследование и развитие своего потенциала. Шаги данного этапа:

  • оценка своего потенциала (способности, знания, умения, навыки, профессиональная компетенция, занимаемая социальная позиция и многое др.);
  • диагностика существующей разности (наличие или отсутствие реально желаемых достижений, обеспечивающих жизненный успех);
  • анализ проблем, препятствующий достижению успешности (декларируемых и реальных);
  • дисциплина и ответственность за результат;
  • реализация потенциала (решение значимых проблем, препятствующих социальной успешности, или выполнение важных проектов, связанных с самоизменением).

ЭТАП 3. Снятие личных ограничений в реализации собственного потенциала. Осуществляется через следующие шаги:

  • осознание и изменение личных ограничений;
  • размывание ограничивающих убеждений и выстраивание позитивного ряда собственных убеждений;
  • эксперименты с ролевым поведением.

ЭТАП 4. Подтверждение позитивных изменений. Развивающий анализ. На этом этапе осуществляются следующие шаги:

  • оценка правильности усилий для достижения необходимого результата;
  • корректировка своих действий (при необходимости);
  • смена «стратегии игры» (при несоответствии);
  • оценка и определение ближайшей и последующей перспективы.

ЭТАП 5. Приобретение навыка успешного поведения.

Навык – автоматизированное выполнение действий по определенному алгоритму.

Упрощенный алгоритм:

  • Цель.
  • Пути и сроки ее достижения.
  • Ресурсы.
  • Адаптивные убеждения плюс эксперименты с ролевым поведением.
  • Оценка своих усилий.
  • Корректировка действий.

ЭТАП 6. Формирование цепочки передачи позитивных изменений. Это предполагает:

  • пропаганду идей возможности достижения личностного и профессионального успеха;
  • распространение информации о полученных изменениях, подтверждающих личный результат тех, кто воспользовался технологией развития успешного поведения.

Начинать использовать технологию рекомендуется только в том случае, если человек имеет готовность к изменению и сохраняет позитивный настрой на решение значимой проблемы. Требуется непобедимая вера в необходимость изменений и «железная» логика убеждающих фактов и аргументов. Кроме того, человек должен обладать «энергией изменений», т.е. не только быть готовым к действиям, но и активным в приложении усилий.

Следует подчеркнуть, что знание и неуклонное соблюдение технологии – это инструмент личного и профессионального развития. Если технология соблюдается, то человек «выходит» на намеченный результат.

Оценить эффективность технологии возможно с помощью стандартов эффективной деятельности.

Стандарт – это личная высота, которая сравнивается с социально успешным поведением в данной среде. Стандарты являются одновременно и эталоном и нормативом, который позволяет измерить результативность действий. Все стандарты являются основой для построения эффективных технологий. Стандарты позволяют установить, что необходимо знать, какими навыками нужно владеть конкретному человеку для того, чтобы реализовать план личных изменений. Такие стандарты легко поддаются контролю и соответственно, служат надежной обратной связью для выполнения и корректировки профессиональной технологии.

Реализуя личный план изменений, целесообразно спроектировать пошаговую технологию достижения успешного поведения. В общих чертах она выглядит так:

  • сформулировать цели и задачи личного изменения;
  • провести ресурсный анализ своих возможностей на пути достижения цели;
  • осознать и представить результаты изменений;
  • в случае необходимости, провести корректировку целей и задач;
  • наметить последовательность действий, которые помогут реализовать свои цели и задачи;
  • установить сроки достижения намеченных результатов;
  • отслеживать сроки и вести контроль выполнения личного плана изменений.

Пошаговая технология не только облегчает работу, но и позволяет абсолютно четко вести анализ эффективности собственных действий на каждом из этапов работы по формированию успешного поведения управленца.

При разработке технологии успешного поведения воспользуемся следующими рекомендациями для проектирования.

  • Моделирование успешного поведения, которое всегда можно представить в виде определенного цикла действий.
  • Анализ успешного поведения проводится в форме интервью с экспертами, т.е. наиболее успешными представителями данной профессиональной сферы.
  • Рассмотрение успешного поведения на примере типичных ситуаций.
  • Создание сценария действий в типичных ситуациях.
  • Вычленение речевых и поведенческих образцов, способствующих успешности поведения.
  • Составление маршрутной карты выполнения успешной технологии поведения.
  • Отработка и закрепление новых технологических навыков успешного поведения.

Реализация технологии успешного поведения основывается на принципе сценария и клише, обеспечивающем эффективность?

Исходя из этого можно конструировать конкретные техники для организации успешного поведения личности руководителя на всех этапах его профессиональной деятельности. И сценарий, и набор клише позволяют заранее быть готовым ко многим ситуациям и действовать в них более эффективно. Вместе с тем они служат основой для импровизированного поведения управленца.

Одним из условий воплощения технологии успешного поведения лидера является самодисциплина. Самодисциплина плотно связана с планом реализации собственных возможностей. Поэтому после разработки плана личных изменений и технологии достижений необходимо выполнить следующие шаги «самодисциплины».

  1. Установите приоритеты в намеченных целях и наметьте контрольные сроки их выполнения.
  2. Рассчитайте «стоимость отказа» от реализации своего плана.
  3. Наметьте время и содержание самоотчета.
  4. Выберете себе личного контролера, т.е. эксперта, человека отличающегося успешным поведением.

Рассмотрев основные части технологии успешного поведения, можно резюмировать, что выполнение описанной выше технологии позволит не только создать успешный образ окружающего мира, достичь успешного поведения, сделать его стандартом и нормой профессиональной деятельности и личной жизни, но и поможет постоянно вводить в жизнедеятельность новые более высокие стандарты качества жизни. При этом следует ориентироваться на общечеловеческие ценности.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Что такое успех и каковы основные стратегии успешного поведения?
  2. Назовите качества, обеспечивающие человеку личностные и субъектно-деятельностные достижения.
  3. Охарактеризуйте принципы и стиль жизни эффективного человека.
  4. Назовите факторы способствующие и препятствующие личностному и профессиональному успеху.
  5. Какова технология достижения профессионального и жизненного успеха?
  6. Определите с помощью теста свою мотивацию к успеху. (Приложение 10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках активной реорганизации образования провозглашены идеи личностного развивающего обучения, где акцент делается на социальную активность обучаемого (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий), развитие сознания обучаемых (А.П. Алексеев, М.К. Мамардашвили, А.К. Макарова, З.И. Рябикина), совершенствование навыков самоконтроля и самоорганизации. Современные требования к специалисту все больше активизируют задачу подготовки в вузе целеустремленной личности, проявляющей высокий уровень предпринимательской и лидерской культуры.

Реалии изменяющейся и обновляющейся России также требуют нового подхода к обучению и подготовке профессионалов, способных взять на себя инициативу и нести ответственность, правильно организовать дело и добиться высоких результатов труда. В этой связи необходимо выявление у молодежи лидерских качеств, которые можно успешно формировать. При условии наличия определенного психологического ресурса и благодаря системе целенаправленного развития личностного потенциала молодых людей через вузовскую систему обучения, возможно подготовить будущих лидеров – авторитетных и влиятельных личностей, возглавляющих группы и коллективы с целью повышения продуктивности профессионального труда на благо общественного прогресса России. Такие специалисты станут мощным человеческим ресурсом, позволяющим поднять общество на более высокую ступень социально-экономического развития.

Вместе с тем очевидно, что сегодня система вузовского образования в полной мере не обеспечивает психологическую подготовку таких специалистов. Процесс развития личности студента в условиях вуза проходит зачастую спонтанно и бесконтрольно. Отсутствует комплексная система мер по управлению этим процессом. У студентов как субъектов образовательного процесса далеко не всегда сформирована установка на активную подготовку себя к будущей профессиональной деятельности и к постоянному самосовершенствованию. Даже в тех случаях, когда имеется соответствующая мотивация студентов, отсутствует система развивающих моделей и технологий, адекватных условиям учебно-воспитательного процесса в вузе. Кроме того, в содержании образования не ставится конкретная задача развития и воспитания молодых лидеров, способных в дальнейшем к руководящей и управленческой деятельности. Также отсутствуют специальные дисциплины в обучении разным профессиям, направленные на знакомство и усвоение теории лидерства и развитие лидерских качеств.

Одним из способов выхода из создавшейся ситуации может стать активное внедрение и широкое распространение изложенного в данном учебном пособии курса по выбору «Психология лидерства».

На наш взгляд вдумчивое изучение представленного в пособии материала позволит не только глубже понять природу такого сложного социально-психологического феномена как лидерство, но и обогатить себя ценнейшими знаниями, умениями и навыками полезными для жизни и профессионального творчества.

Надеемся, что наша попытка является успешной и студенты, имеющие серьезные намерения овладеть психологией лидерства будут способны к построению качественно высокой и результативной профессиональной деятельности, что обеспечит им конкурентоспособность и личную удовлетворенность жизнью и трудом.

Уверены, что «Психология лидерства» обеспечит необходимый фундамент личностного и профессионального прогресса каждого, кто к нему стремится, а также изменит жизнь к лучшему, привнеся в нее новые смыслы и открытия!