Блог о психологии

Приложения к курсу: психология лидерства и успеха

Приложение 1

СТЕПЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА

Если хотите узнать, присущи ли вам качества лидера, выберите из пары вопросов тот вариант ответа, который наиболее совпадает с вашим мнением.

  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да;

б) нет.

  1. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение, чем вы?

а) да;

б) нет.

  1. Находясь в собрании людей, равных по положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да;

б) нет.

  1. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?

а) да;

б) нет.

  1. Испытываете ли вы большое удовлетворение, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?

а) да;

б) нет.

  1. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да;

б) нет.

  1. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?

а) да;

б) нет.

  1. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу активность?

а) да;

б) нет.

  1. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) да;

б) нет.

  1. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?

а) да;

б) нет.

  1. Во всех обстоятельствах стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?

а) да;

б) нет.

  1. Считают ли обычно, что ваша внешность производит внушительное
    впечатление?

а) да;

б) нет.

  1. Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да;

б) нет.

  1. Легко ли вы теряетесь, если среди окружающих вас людей есть несогласные с вашим мнением?

а) да;

б) нет.

  1. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп?

а) да;

б) нет.

  1. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:

а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) вы сумеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

  1. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?

а) настоящий руководитель должен сам уметь делать дело, даже в мелочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

  1. С кем вы предпочитаете работать?

а) с людьми покорными;

б) с людьми строптивыми.

  1. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?

а) да;

б) нет.

  1. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) да;

б) нет.

  1. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен?

а) да;

б) нет.

  1. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:

а) вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;

б) вы просто полагаетесь на решение других.

  1. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли?

а) быть первым в деревне;

б) быть вторым в городе.

  1. Считаете ли, что вы – человек, сильно влияющий на других людей?

а) да;

б) нет.

  1. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы?

а) да;

б) нет.

  1. С вашей точки зрения, истинный лидер в группе тот, кто:

а) самый компетентный;

б) у кого сильный характер.

  1. Всегда ли стараетесь понимать (оценивать) людей?

а) да;

б) нет.

  1. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас?

а) да;

б) нет.

  1. Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который постоянно советуется.

  1. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия (фирмы)?

а) демократический тип;

б) авторитарный тип.

  1. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?

а) да;

б) нет.

  1. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?

а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;

б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.

  1. При коллегиальном обсуждении какого-либо вопроса вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но уверены в своей правоте. Как вы поведете себя?

а) будете молчать;

б) будете отстаивать свою точку зрения.

  1. Называют ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

а) да;

б) нет.

  1. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

а) да;

б) нет.

  1. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

а) работать под руководством хорошего руководителя;

б) работать независимо.

  1. Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»?

а) это верно;

б) это неверно.
38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?

а) да;

б) нет.

  1. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?

а) да;

б) нет.

  1. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) трудности обескураживают;

б) трудности заставляют действовать активнее.

  1. Часто ли вы делаете резкие упреки (сокурсникам), когда они их заслуживают?

а) да;

б) нет.

  1. Считаете ли, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни?

а) да;

б) нет.

  1. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете?

а) ввожу изменения немедленно;

б) предлагаю медленные, эволюционные изменения.

  1. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?

а) да;

б) нет.

  1. Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да;

б) нет.

  1. Считаете ли вы, что каждый из людей благодаря своим человеческим способностям должен сделать что-то выдающееся?

а) да;

б) нет.

  1. Кем бы вы предпочли стать?

а) известным художником, композитором, поэтом и т.д.;

б) руководителем коллектива.

  1. Какую музыку вам приятней слушать?

а) торжественную, громкую;

б) тихую, лирическую.

  1. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?

а) да;

б) нет.

  1. Часто ли вы встречаете людей с более сильной волей, чем у вас?

а) да;

б) нет.

Баллы – начисляются за ответы «а» на 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 31, 32, 33, 34, 37, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 48 вопросы и ответы «б» на 3, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 30, 35, 36, 38, 40, 45, 47, 49, 50 вопросы.

Суммируйте баллы:

до 25 баллов – лидерство слабо выражено;

от 26 до 35 баллов – лидерство в определенной степени выражено;

от 36 до 40 баллов – лидерство выражено в сильной степени;

свыше 40 баллов – склонность к диктату.

 

Приложение 2

СИЛА ВАШЕГО ХАРАКТЕРА

Тест позволит выявить силу вашего характера, так как под влиянием характера человек может регулировать проявление отдельных свойств темперамента. Отвечая на вопросы, выберите наиболее оптимальный (лично для вас) вариант ответа.

 

  1. Часто ли задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих?

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

  1. Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами не верите (из-за упрямства, наперекор другим либо из «престижных соображений»)?

а) да;

б) нет.

  1. Какие из нижеперечисленных качеств вы более всего цените в людях:

а) настойчивость;

б) широту мышления;

в) эффектность, умение показать себя.

  1. Имеете ли вы склонность к педантизму?

а) да;

б) нет.

  1. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с вами?

а) да;

б) нет.

  1. Любите ли анализировать свои поступки?

а) да;

б) нет.

  1. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:

а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

б) остаетесь самим собой

  1. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях?

а) да;

б) нет

  1. Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит вам?

а) мечтатель;

б) рубаха-парень;

в) усерден в труде;

г) пунктуален, аккуратен;    

д) философ в широком смысле этого слова;

е) суетный человек.

  1. При обсуждении того или иного вопроса:

а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;

в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;

г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает.

  1. Какое чувство вызывает у вас неожиданный вызов к руководителю?

а) раздражение;

б) тревогу;

в) озабоченность;

г) равнодушие.

  1. Если в пылу полемики ваш оппонент сорвется и допустит личный выпад против вас, как вы поступите?

а) ответите ему в том же тоне;

б) проигнорируете этот факт;

в) демонстративно оскорбитесь;

г) предложите сделать перерыв.

  1. Если ваша работа забракована, это вызовет:

а) досаду;

б) стыд;

в) гнев

  1. Если вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:

а) себя самого;

б) фатальное невезение;

в) прочие объективные обстоятельства.

  1. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди – будь то руководители, коллеги или подчиненные – недооценивают ваши способности и знания?

а) да;

б) нет.

  1. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь ретироваться;

в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

г) отвечаете смехом, и, как говорится, ноль внимания;

д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.

  1. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т.п.), то вы:

а) будете продолжать поиск молча;

б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;

в) уйдете без нужной вам вещи.

  1. Скорее всего вас выведет из равновесия:

а) длинная очередь в приемной;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу.

  1. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения?

а) да;

б) нет.

  1. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберете?

а) человека исполнительного;

б) человека знающего, но упрямца и спорщика;

в) человека одаренного, но с ленцой.

Ответы на вопросы оцениваются следующим образом:

  1. «а» – 0, «б» – 1, «в» – 2; «г» – 3;
  2. «а» – 0, «б» – 1;
  3. «а» – 1, «б» – 1, «в» – 0;
  4. «а» – 2, «б» – 0;
  5. «а» – 0, «б» – 2;
  6. «а» – 2, «б» – 0;
  7. «а» – 2, «б» – 0;
  8. «а» – 0, «б» – 2;
  9. «а» – 0, «б» – 1, «в» – 3, «г» – 2, «д» – 2, «е» – 0;
  • «а» – 2, «б» – 0, «в» – 0, «г» – 0;
  • «а» – 0, «б» – 1, «в» – 2, «г» – 0;
  • «а» – 0, «б» – 2, «в» – 1, «г» – 3;
  • «а» – 2, «б» – 1, «в» – 0;
  • «а» – 2, «б» – 0, «в» – 0;
  • «а» – 0, «б» – 2;
  • «а» – 0, «б» – 1, «в» – 2, «г» – 0, «д» – 0;
  • «а» – 2, «б» – 0, «в» – 1;
  • «а» – 1, «б» – 0, «в» – 2;
  • «а» – 0, «б» – 2;
  • «а» – 0, «б» – 1, «в» –

 

Менее 15 баллов. Вы человек слабохарактерный, неуравновешенный, подчас беззаботный. В своих неприятностях вините кого угодно, только не себя. На работе, в дружбе на вас трудно положиться.

От 15 до 25 баллов. У вас достаточно твердый характер, обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но бывают и срывы, и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе.

От 26 до 38 баллов. Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности, хорошо ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение. Цените свои суждения, но умеете считаться и с мнением других. Это говорит о том, что у вас сильный характер.

Свыше 38 баллов. Это, как правило, результат не совсем объективной оценки своих поступков.

 

Приложение 3

ЛОКУС СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Тест позволяет оценить уровень субъективного контроля, который у каждого человека постоянен и определяет его поведение в любых ситуациях, как в случае успеха, так и неудача. В основе теста – положение о том, что человек экстернального типа полагает, что происходящие с ним события являются действием внешних сил: случая, других людей и от него не зависят. Человек же интернального типа считает происходящие с ним события результатом своей собственной деятельности.

На предложенные ниже утверждения ответьте «да» или «нет» в соответствии с вашим согласием или несогласием.

  • Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и усилий человека
  • Большинство разводов происходит от того, что люди не хотят приспосабливаться друг к другу.
  • Болезнь – дело случая: уж если суждено заболеть, то ничего не поделаешь
  • Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  • Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  • Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
  • Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  • Я чувствую часто, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  • Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действие подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
  • Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств, чем от моих собственных усилий.
  • Когда я строю планы, в общем верю, что смогу их осуществить.
  • То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  • Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  • Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь им это не удастся.
  • То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  • Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  • Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  • Я стараюсь не планировать далеко вперед потому, что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  • Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
  • В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  • Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  • Я предпочитаю руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
  • Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  • Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.
  • В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  • Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
  • Если я очень захочу, то могу к себе расположить любого.
  • На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
  • То, что со мной случается, – это дело моих собственных рук.
  • Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
  • Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.
  • Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
  • В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
  • Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
  • В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы решаться сами собой.
  • Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая и везения.
  • Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
  • Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  • Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
  • К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
  • В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  • Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны в этом винить только самих себя.
  • Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
  • Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.

Баллы начисляются, если дан ответ «да» на вопросы 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44, и если «нет» – на вопросы 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43. Максимальный балл 44.

Высокий показатель соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных в их жизни событий — результат их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют ответственность за свою жизнь и судьбу.

Низкий показатель уровня субъективного контроля показывает, что такие люди не видят связи между своими поступками и значимыми для них событиями в их жизни и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

 

Приложение 4

КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ

Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.)

Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

 

  1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
  2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?

12.Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

  1. Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
  2. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  3. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  4. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  5. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  • Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  • Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
  • Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  • Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  • Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  • Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  • Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  • Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  • Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  • Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
  • Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  • Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
  • Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе, в вузе (на производстве)?
  • Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?
  • Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
  • Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
  • Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  • Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  • Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  • Верно ли, что у Вас много друзей?
  • Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  • Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  • Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Ключ для обработки данных по методике «КОС»

Коммуникативные склонности:

(+) Да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(–) Нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности:

(+) Да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(–) Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для КУ и ОУ по формуле:

К = 0,05*С, где:

К – величина оценочного коэффициента

С – количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1

Показатель, близкие к 1 говорят о высоком уровне КУ и ОУ, близкие к 0 – низком уровне. Первичные показатели КУ и ОУ могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых умений

Коммуникативные умения

Организаторские умения

Анализ полученных результатов

  1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
  2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
  3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
  4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
  5. Испытуемые, получившие высшую оценку – 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищёт такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

 

Приложение 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В ГРУППЕ

На основе приведенных противоположных по смыслу пары слов постарайтесь описать психологическую атмосферу в вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак «Х» (зачеркните соответствующую цифру), тем больше выражен признак в вашей группе.

 

 

Ответ по каждому пункту шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «Х», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. Итоговый показатель может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная).

 

Приложение 6

ТЕНДЕНЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ

Используя представленный тест, можно определить шесть основных тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость; общительность, необщительность; тенденция к «борьбе» (активное стремление личности участвовать в жизни группы) и «избегание борьбы» (стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в спорах и конфликтах). Отвечайте «да» или «нет» в зависимости от того, соответствует ли вопрос вашему представлению о себе как о члене данной группы. В исключительных случаях можно ответить «сомневаюсь».

 

  1. Критичен к окружающим товарищам.
  2. Возникает тревога, когда в группе возникает конфликт.
  3. Склонен следовать советам лидера.
  4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
  5. Нравится дружеская атмосфера в группе.
  6. Склонен противоречить лидеру.
  7. Испытывает симпатии к одному – двум членам группы.
  8. Избегает встреч и собраний в группе.
  9. Нравится похвала в группе.
  • Независим в суждениях и манере поведения.
  • Готов встать на чью-либо сторону в споре.
  • Склонен руководить товарищами.
  • Радуется общению с одним – двумя друзьями.
  • Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.
  • Склонен поддерживать настроение своей группы.
  • Не придает значения личным качествам членов группы.
  • Склонен отвлекать группу от ее целей.
  • Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.
  • Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
  • Предпочитает остаться нейтральным в споре.
  • Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
  • Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.
  • Недостаточно сдержан в выражении чувств.
  • Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.
  • Недоволен слишком формальными отношениями.
  • Когда обвиняют – теряется и молчит.
  • Предпочитает соглашаться с основными направлениями в группе.
  • Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
  • Склонен затягивать и обострять спор.
  • Стремится быть в центре внимания.
  • Хотел бы быть членом более узкой группировки.
  • Склонен к компромиссу.
  • Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.
  • Болезненно относится к замечаниям товарищей.
  • Может быть коварным и вкрадчивым.
  • Склонен принять на себя руководство в группе.
  • Откровенен в группе.
  • Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
  • Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
  • Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.
  • Склонен сердиться на товарищей.
  • Пытается вести других против лидера.
  • Легко находит знакомства за пределами группы.
  • Старается избегать быть втянутым в спор.
  • Легко соглашается с предложениями других членов группы.
  • Оказывает сопротивление образованию группировок в группе.
  • Насмешлив и ироничен, когда раздражен.
  • Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
  • Предпочитает меньшую, но более интимную группу.
  • Пытается не показывать свои истинные чувства.
  • Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.
  • Инициативен в установлении контактов в общении.
  • Избегает критиковать товарищей.
  • Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
  • Не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.
  • Любит затевать споры.
  • Стремится удерживать свое высокое положение в группе.
  • Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.
  • Склонен к перепалкам, задиристый.
  • Склонен выражать недовольство лидером.

 

При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.

Зависимость: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.

Независимость: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.

Общительность: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.

Необщительность: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.

Принятие «борьбы»: 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.

Избегание «борьбы»: 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.

Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость-независимость и т.д.) приближается к 20, то это свидетельствует об истинном преобладании той или иной тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Ответы по каждой из сопряженных пар подсчитываются таким образом, что количество ответов «да» (+1) складывается с количеством ответов «нет» (–1). В результате получается суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Совпадение суммы ответов «да» и «нет» свидетельствует о возможности внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

 

Приложение 7

ТЕСТ НА ОЦЕНКУ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его.

  1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет;

6) когда как;

в) да.

  1. Есть ли на работе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

  1. Кто вы в большей степени?

а) пацифист (против войны);

б) принципиальный;

в) предприимчивый.

  1. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто;

б) периодически;

в) редко.

  1. Что для вас было наиболее характерно, если бы вы возглавили новый коллектив?

а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще бы советовался с людьми.

  1. Какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм (безысходность, неверие в будущее);

б) плохое настроение;

в) обида на самого себя.

  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции коллектива?

а) да;

б) скорее всего, да;

в) нет.

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать?

а) да;

б) скорее всего, да;

в) нет.

  1. Какое из трех личных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе?

а) раздражительность;

б) обидчивость;

в) нетерпимость критики других.

  1. Кто вы в большей степени?

а) независимый;

б) лидер;

в) генератор идей.

  1. Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным;

б) оптимистом;

в) настойчивым.

  1. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью;

б) с бюрократизмом;

в) с эгоизмом.

  1. Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности;

б) оцениваю свои способности объективно;

в) переоцениваю свои способности

  1. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?

а) излишняя инициативность;

б) излишняя критичность;

в) излишняя прямолинейность

Обработка результатов:

 

Приложение 8

ВАШ СПОСОБ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Этот тест К. Томаса на определение наиболее характерного для вас стиля разрешения конфликтов. Воспользовавшись этим тестом, можно определить, какой из стилей вы используете чаще, какой – реже.

Оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов по тесту К. Томаса.

Выберите то суждение, которое наиболее типично для вашего поведения (пусть вас не смущает, что некоторые варианты поведения будут повторяться в других сочетаниях).

1.

а) Иногда представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны

2.

а) Стараюсь найти компромиссное решение

б) Пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого человека и моих собственных

3.

а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Иногда жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

4.

а) Стараюсь найти компромиссное решение

б) Стараюсь не задеть чувств другого человека

5.

а) Улаживая спорную ситуацию, все время пытаюсь найти поддержку у другого человека

б) Стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

6.

а) Пытаюсь избежать неприятностей для себя

б) Стараюсь добиться своего

7.

а) Стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить окончательно

б) Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться в другом

8.

а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Прислушиваюсь к мнению другого

9.

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий

б) Предпринимаю усилия, чтобы добиться своего

10.

а) Твердо стремлюсь добиться своего

б) Пытаюсь найти компромиссное решение

11.

а) Первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы

б) Стараюсь успокоить другого

12.

а) Зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

6) Даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу

13.

а) Предлагаю среднюю позицию

б) Настаиваю, чтобы все было сделано по-моему

14.

а) Сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах

б) Пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов

15.

а) Стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения

б) Стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения

16.

а) Стараюсь не задеть чувств другого

б) Обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции

17.

а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

18.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем

б) Дам возможность другому остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу

19.

а) Первым делом пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

б) Иду навстречу другому

20.

а) Пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия

б) Стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих

21.

а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому

б) Всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы

22.

а) Пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека

б) Отстаиваю свою позицию

23.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

24.

а) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу

б) Стараюсь убедить другого пойти на компромисс

25.

а) Пытаюсь убедить другого в своей правоте

б) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргументам другого

26.

а) Обычно я предлагаю среднюю позицию

б) Почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас

27.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем

28.

а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку другого

29.

а) Предлагаю среднюю позицию

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий

30.

а) Стараюсь не задеть чувств другого

б) Всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха

Соперничество: За, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 17a, 22б, 25a, 28a.

Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26б, 29а.

Избегание: la, 5б, 7a, 9a, 12a, 15б, 17б, 19б, 21a, 23б, 27a, 29б.

Приспособление: 1б, 36, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в ситуации конфликта, тенденций его взаимоотношений в сложных условиях.

 

Приложение 9

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Если утверждение совпадает с вашим мнением о себе, поставьте «да», если не совпадает – «нет».

  1. Как правило я легко приспосабливаюсь к людям, идеям и условиям.
  2. Мне нравится решать типовые, стандартные задачи.
  3. Мне кажется, я охотнее создавал бы, конструировал новое, чем улучшал бы, совершенствовал старое.
  4. Обычно я расчетлив, когда имею дело с коллективом.
  5. В большинстве случаев я действую самостоятельно, без помощи и подсказки друзей и старших.
  6. Никогда не пытался изменить отношения между собой и моими товарищами.
  7. Нередко я воздерживался от выдвижения идей, предложений, хотя имел их.
  8. Мне часто удается найти нестандартные оригинальные решения задач.
  9. Мне нравится, когда происходит быстрая смена различных видов деятельности.
  10. Для меня характерно стремление реализовывать одновременно несколько идей, решать несколько проблем.
  11. Нередко я один вступаю в спор со сверстниками или старшими.
  12. Как правило, я легко соглашаюсь и подчиняюсь коллективу.
  13. У меня часто возникают оригинальные идеи.
  14. Мне нравится выполнять работы по разработанному плану, схеме.
  15. Я всегда охотно распространяю, пропагандирую новые идеи.
  16. Я предпочитаю выполнять работу по-новому, хотя знаю, что это может быть связано с риском быть не понятым товарищами, старшими.
  17. Я обычно работаю без существенных изменений, отклонений от рекомендаций.
  18. Мне нередко приходится оправдывать свои действия инструкциями, правилами, рекомендациями или авторитетами.
  19. Мне нравится выполнять задания исследовательского характера.
  20. Я всегда до конца отстаиваю свою точку зрения.

 

Обработка результатов

Номера вопросов запишите в виде двух строчек:

1 2 4 6 7 12 14 17 18

3 5 8 9 10 11 13 15 16 19 20

В первой строчке за ответы НЕТ ставится 2 балла.

Во второй строчке за ответы ДА ставится 2 балла.

Результаты суммируются.

От 33 до 40 баллов – очень высокий уровень сформированности творческих способностей.

26 -32 балла – высокий.

13-25 балла – средний

6-12 баллов – низкий

0-5 баллов – очень низкий уровень выраженности творческих способностей.

 

Приложение 10

МОТИВАЦИЯ К УСПЕХУ

Тест поможет вам понять свою установку только на победу и страх перед неудачей, что проявляется в том, что руководитель всегда напряжен, работает в хроническом стрессе и стараетесь действовать «по правилам» или своим представлениям о роли, которую он должен играть в коллективе. На каждое из предложенных утверждений отвечайте «да» или «нет».

 

  • Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на неопределенное время.
  • Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
  • Когда работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
  • При возникновении проблемной ситуации, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  • Если у меня нет нескольких дней подряд работы, я теряю покой.
  • В некоторые дни мои успехи ниже средних.
  • По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим людям.
  • Я более доброжелателен, чем другие люди.
  • Если отказываюсь от трудного задания, потом осуждаю себя, так как знаю, что добился бы успеха.
  • В процессе работы нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
  • Усердие – не основная моя черта.
  • Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
  • Больше привлекает другая работа, чем та, которой заняты.
  • Стимулирует ли порицание больше, чем похвала?
  • Знаю, что мои одногруппники считают меня деловым человеком.
  • Делают ли препятствия вас более твердым?
  • Легко ли вызвать у вас честолюбие?
  • Заметно ли, когда работаете без вдохновения?
  • Рассчитываете ли на помощь других при выполнении работы?
  • Откладываете иногда то, что должны были сделать сейчас.
  • Считаете, что нужно полагаться только на себя.
  • В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
  • Всегда ли, когда предстоит выполнить важную работу, ни о чем другом не думаете?
  • Менее честолюбивы, чем многие другие.
  • В конце каникул обычно рады, что скоро возвращаться к учебе.
  • Когда расположены к работе, то делаете ее лучше, чем другие.
  • Вам проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  • Когда нет дел, то чувствую, что мне не по себе.
  • Приходится ли выполнять ответственную работу чаще, чем другим?
  • Когда принимаете ответственное решение, то стараетесь это сделать как можно лучше.
  • Зависят ли в какой-то мере ваши успехи от окружающих, от ваших близких?
  • Бессмысленно ли противодействовать воле высшего руководства?
  • Всегда ли знаете, какую работу придется выполнять?
  • Когда что-то не ладится, то становитесь нетерпеливым.
  • Считают ли друзья вас иногда ленивым?
  • Когда работаете с другими людьми, то ваши результаты выше, чем у них.
  • Обращаете ли внимание на свои достижения?
  • Многое, за что беретесь, доводите до конца.
  • Завидуете ли людям, которые не так загружены работой, как вы?
  • Завидуете ли тем, кто стремится к власти?
  • Когда уверены в том, что стоите на правильном пути, то для доказательства своей правоты можете пойти вплоть до крайних мер.

 

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов за ответ «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 36 и «нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 35, 37, 38, 39.

Ответы на вопросы: 1, 11, 12, 19, 23, 32, 33, 34, 40 учитывать не нужно.

1-10 баллов – вы имеете низкую мотивацию к успеху, не очень-то стремитесь к тому, чтобы быть первым и добиваться всегда победы.

11-16 баллов – вы в принципе стремитесь к успеху, но можете также хладнокровно принять и неудачу.

17-20 баллов (это лучший результат по данному тесту) – вы активны в достижении успеха, но для вас не будет трагедией, если вы его не достигнете по причинам, которые, возможно, от вас не зависят. Будете делать еще попытки достигнуть поставленной цели, неудачи вас не будут останавливать.

Свыше 21 балла – вы слишком стремитесь к успеху и каждую свою ошибку или неудачу очень сильно переживаете, поэтому в какой-то момент можете отказаться от борьбы из-за сильного эмоционального перенапряжения.